РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

 

         Есть такой закон: чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому нужно тренировать все виды памяти. При подготовке уроков следует чередовать способы работы. Скажем, сегодня ты приготовил все задания молча, читая учебник и что-то конспектируя. Завтра договорился заниматься вместе с другом, он будет читать, а ты постарайся запомнить со слуха. Послезавтра используй речедвигательную память: проговаривай прочитанное вслух или шепотом. Конечно, очень трудно отойти от своих привычек запоминания (они хоть и не очень эффективные, но зато свои, "родные", привычные). И здесь понадобится немало силы воли и мужества.

          Кажется, запомнил.

         Когда мы открываем дома учебник и начинаем его читать, то что-то припоминается из объяснений в школе, становится ясно из прочтения сейчас. И создается ощущение, что материал мы знаем. А на следующий день на уроке ответить не можем. В чем же дело? Это подвел нас процесс узнавания. Когда читали - узнавали материал, и это создало иллюзию запоминания. Бывает, что читаем книгу несколько раз, а рассказать толком все равно не можем. Лучше всего делать так: прочел один раз - закрой книгу и попытайся рассказать все, что сможешь (заставь работать речедвигательную память). Когда уже ничего больше не припомнится, снова загляни в книгу. И снова, прочитав, попытайся припомнить. С непривычки это трудно, зато узнавание не сможет подвести - ты себя проконтролировал, и то, что не запомнил с первого раза, тебе удалось запомнить при повторном чтении. И жаловаться не придется: "Пять раз читал, а рассказать не могу". Чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее запоминание.

          Понять то, что нужно запомнить...

         По способу работы различают механическое и смысловое запоминание. Если работа памяти основывается главным образом на многократном повторении, то говорят о механической памяти. Если же мнемическая деятельность направлена на то, чтобы понять, о чем говорится в тексте, на выделение главного, установление связи с уже имеющимися знаниями, - то такая память называется смысловой. Смысловая память характеризуется пониманием и некоторым преобразованием материала.

         Эти виды памяти связаны между собой и часто помогают друг другу. Прочно запоминается только хорошо понятый материал. Не всегда легко бывает разобраться в материале, датах, событиях, услышанных во время объяснения в школе. Поэтому мы предлагаем тебе схему работы с большим или сложным текстом.

         Сначала внимательно прочитай весь текст. Затем спроси себя, о чем или о ком говорится в начале текста. Запиши на листочке ответ. Если тебе кажется, что говорится о двух вещах, запиши их отдельно: 1 и 2. После этого задай себе второй вопрос: "Что об этом говорится?". Когда ответишь на второй вопрос, то станет ясно, что же главное в начале текста, так как основная мысль должна отвечать на оба вопроса ("о чем или о ком говорится?" и "что об этом говорится?"). Затем эти вопросы задаются дальше... "о чем или о ком говорится дальше?" и "Что об этом говорится?". А поскольку ты уже выделил главную мысль в начале текста, то теперь должен продолжить ее. Отыскать в следующей части и записать. И так до конца текста. Затем прочитай все записанные фразы подряд. И если ты выделил главное правильно, то должен получиться короткий рассказ про основное. Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит, выделено не основное, и нужно вернуться к этому месту в тексте. Когда ты таким образом поработаешь с текстом, то увидишь, что текст как бы сам собой разделяется на части, а записанные предложения служат как бы опорами для каждой части. Итак:

         - О чем или о ком говорится в тексте?

         - Что об этом говорится?

         - Что главное, а что второстепенное?

         Теперь попробуй пересказать текст по тому плану, который у тебя получился (ведь выделенные мысли сами собой составили план). Не огорчайся, если ты запомнил только выделенные мысли, ведь ты уже запомнил основное. Теперь еще раз прочитай весь текст и отметь про себя, что ты запомнил, а что пропустил при первом воспроизведении. Попробуй еще раз пересказать вслух, подглядывая в план.

          Почему следует вслух воспроизвести прочитанное?

         Потому, что рассказывать про себя всегда легче: что-то произносится полностью, что-то лишь частично, что-то представил себе, но самому себе все ясно. Речь про себя всегда отличается от внешней (когда говорят вслух) именно свернутостью, краткостью. Она для нас родная, своя, а для других людей непонятна, как бы на незнакомом иностранном языке. И когда мы воспроизводим вслух ("переводим" с одного языка на общедоступный), оказывается: это не точно помнится, это не знаешь, как выразить, это совсем забыл. В чем же дело?

         Во-первых, во внешней речи, речи вслух, ключается в действие речедвигательная память. И часто то, что ты про себя "видишь", знаешь в виде схем или картин-образов, не можешь выразить словами, речедвигательная память не помогает, так как раньше, видимо, привлекал ты ее в работе мало.

         Во-вторых, когда произносишь вслух, слышишь себя как бы со стороны, а не "внутри" и лучше сознаешь, что плохо запомнил, т. е. лучше себя контролируешь.

         Довольно часто бывает, что после работы с текстом по схеме, которую мы предложили, во время первого воспроизведения видно, что большая половина материала уже запомнилась. Как ты думаешь, почему это произошло? Конечно, потому, что "попыхтел" - вот и запомнилось в основном непроизвольно.

         Сейчас мы говорили о смысловом способе работы, но, наверное, ты заметил, что помимо работы над пониманием текста предлагалось его повторять, да не один раз, т.е. мы привлекали к работе механическую память. В данном случае она подчинялась смысловой и помогла выполнить цель - запомнить.

          Запомнить слово в слово...

         Бывает, что какой-то материал надо запомнить дословно: стихи, даты, определения и др. Тут уж, конечно, на первое место выступает механическая память. Однако она потребует много усилий, если мы не позовем на помощь смысловой способ работы, смысловую память. Например, перед заучиванием стихотворения надо разобраться, о чем говорится в стихотворении, в какой словесной форме выражена та или иная мысль и т. д. Будем не просто повторять дату, а одновременно рисовать перед собой картину события (какой-то эпизод). Можно припомнить историческую дату, предшествующую этой, посчитать, какой разрыв между ними. А можно придумать какой-то иной способ. "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" - начальная буква каждого слова обозначает начало названия цветов спектра в их последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Правда, ведь так легко запомнить последовательность цветового спектра. Еще в начальной школе учимся не чубрить, сколько дней в каждом месяце, а запомнить по костяшкам пальцев.

          Подобрать ключ для понимания и запоминания

Почти к каждому материалу можно подобрать какой-нибудь способ смысловой обработки его (т. е. привлечь смысловую память), и тогда механической памяти намного легче будет работать. Тот материал, который требует механического способа запоминания (даже с привлечением смысловой его обработки), хорошо повторять в последний раз перед сном.

          Забыть, чтобы вспомнить

         Еще один процесс, происходящий в вашей памяти, - забывание.

         Можно ли с ним справиться? Вполне.

         Забывание особенно сильно развивается в первые 48 часов после восприятия любого материала. Наибольший процент забывания попадает на первые 24 часа. Поэтому, чтобы не дать развиться забыванию, следует готовить уроки не накануне того дня, когда они понадобятся, а сразу же в день объяснения, по "горячим следам". Полностью заучивать их даже не надо. Посмотри в учебник и убедись, что все понял. Если все понятно, выдели главное и попробуй один раз пересказать хотя бы основное. Еще раз прочитай, отметь про себя, что запомнил, что нет, и отложи до того дня, когда его надо готовить к школе. Например, в понедельник объясняли геометрию - в понедельник же разберись с ней. Второй урок по геометрии в пятницу. В четверг, как обычно, берешься за геометрию, и оказывается, что ты почти все помнил. Эксперименты убедительно доказали, что при такой подготовке уроков требуется в 2 раза меньше времени, чем при подготовке накануне. Так лучше работать тогда, когда определенные уроки повторяются через несколько дней. А если сегодня задали, а завтра отвечать: как тогда лучше учить материал - повторять его несколько раз подряд до полного заучивания (например, стихотворение) или же распределить работу с ним в течение дня? Обязательно следует разделить во времени понимание материала и запоминание его. Разобрался с текстом, все понял, выделил главное, один раз воспроизвел - проверил себя; затем прервись, займись чем-нибудь другим, не похожим по содержанию на этот предмет. За один прием не следует повторять больше 2-3 раза. При каждом повторении нужно обращать внимание на допущенные ошибки и трудные места.

          Что за чем учить?

         Иногда забывание может возникать тогда, когда близкие по содержанию предметы учишь один за другим. Они как бы стирают друг друга. Поэтому при подготовке домашних заданий необходимо правильное чередование предметов. Если в один день надо делать алгебру, историю, литературу, то следует учить в такой последовательности: 1) историю, 2) алгебру, 3) литературу или: 1) литературу, 2) алгебру, 3) историю.

         Когда же приходится учить все близкие друг другу предметы: географию, историю, литературу, то тут на первое место надо ставить тот предмет, который для тебя труднее, затем - более легкие. Переходя от одного материала к другому, нужно делать небольшой перерыв.

          Как учить стихи?

         Часто задают вопрос: как заучивать наизусть стихи - целиком или по частям? Очень соблазнительно учить по маленьким отрывкам - вот и еще один кусочек выучил. Но конечный результат может быть не совсем эффективным: при воспроизведении всего стихотворения в целом появляются "спотыкания" при переходе от одного кусочка к другому. Поэтому небольшие по объему стихотворения следует заучивать целиком. При запоминании большого отрывка следует применять комбинированный способ. Вначале заучивается отрывок в 15-20 строк, затем - второй, потом - оба вместе повторяются. После этого выучивается третий отрывок и опять читается все стихотворение вместе.

Многократные повторения подряд не приносят большой пользы. За один прием не следует повторять больше 2-3 раз. И в течение дня сделать 4-5 таких заходов. При каждом новом повторении нужно осмыслить допущенные промахи и обратить внимание на трудные места.

Если ты быстро запоминаешь и так же быстро забываешь, то необходимо вовремя организовать повторение материала.

Если у тебя происходит медленное запоминание материала и медленное его забывание, то следует обращать внимание на систематическое заучивание небольшими порциями.

Прекрасно, если ты быстро запоминаешь и медленно забываешь. Лучше не бывает!

          Если запоминаешь медленно, а забываешь быстро

         В таком случае следует особенно много и постоянно работать над развитием своей памяти.

 

Автор:  врач-психофизиолог, научный сотрудник НИИ военной медицины Киселев Петр Александрович

         

ЛЮДИ С УНИКАЛЬНОЙ ПАМЯТЬЮ

Среди известных людей, выделяющихся своей уникальной памятью, можно выделить Наполеона, который юношей был посажен на гаупвахту, нашел там книгу по римскому праву. И спустя уже много лет, когда он стал военачальником, мог легко приводить цитаты из этой книги.

Великий русский ученый Иоффе применял логарифмическую таблицу по памяти, а легендарный шахматист Александр Алехин проводил сеансы одновременной игры с 40 партнерами, держа в голове каждый ход в каждой партии.

Известна история, случившаяся с Александром Пушкиным, когда он потерял последнюю главу «Евгения Онегина». Восстановить ее было невозможно, он написал письмо брату с просьбой помочь и в тот же день получил объемное письмо, в котором брат переписал всю главу, хотя видел и слышал, как ее читает Александр, всего лишь один раз.

Все помнят недавнюю нашумевшую историю о том, как французский математик Морис Дабер за 4 минуты решил 10 задач, в то время как компьютер всего 7 задач за 5 минут.

 

 

Hosted by uCoz