ДОКЛАД «ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

 

презентация к докладу

 Здоровье — самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье — это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья школьников.

Слайд № 2. Обучение — самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на школьников (более 70% времени учащиеся проводят в стенах общеобразовательного учреждения). Время совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию окружающей среды. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития. Почти у 70% детей выявляются хронические заболевания. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучений в школе от младших школьников к старшим.

В настоящее время менее 5 % учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. В старших классах их численность уменьшается до 3%. Педиатры, изучая состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушения осанки, близорукости, невротических  расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили названия «школьных болезней». Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных школ, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер.  Это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.

У каждого предмета своя специфика. Школьный курс английского языка имеет практическую направленность. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки. На своих уроках английского языка я применяю элементы  здоровьесберегающих технологий.

Слайд № 3.

Позвольте поделиться своим скромным опытом работы. Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым. Но при ее проведении я ставлю перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.

Слайд № 4.

 

ЗАРЯДКА

На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание детей. Вот некоторые примеры такой зарядки.

            Teacher: Stand up!

          ( звучит песенка)

1)           Hands up, hands down,

            Hands on hips, sit down.

            Hands up. To the sides.

            Bend left, bend right.

            One, two, three, hop,

            One, two, three, stop!

            Stand still!

2)      Clap, clap, clap your hands.

            Clap your hands together. (2 times)

            Stamp, stamp, stamp your feet

            Stamp your feet together.

 Далее выполняются движения с использованием команд:

       Nod your head! Dance a dance!

 

 

Слайд № 5.

Кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке.

Имитативные  учащиеся произносят за учителем текст, повторяя в точности его жесты и движения.

 Ритмические — короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями.

Танцевальныепроводятся под музыку. Музыкальное сопровождение физкультминуток делает их  насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Правильно подобранная музыка  способствует эстетическому воспитанию, воспитывает ритм и культуру движений.

               Не стоит бояться, что если дети подвигались и пошумели, то потом будет трудно вернуть урок в рабочее русло. Совсем наоборот: сбросив напряжение, дети будут готовы серьезно потрудиться дальше.

Конечно, вы не предложите зарядку ученикам старших классов. Но и здесь можно найти выход. В середине урока можно спланировать задания, которые выполняются в специально созданных «рабочих» зонах. Это могут быть просто столы без стульев, или дополнительные доски, или прикрепленные к стене листы ватмана. Главное    дать ученикам возможность встать и подвигаться.

Слайд № 6.

 

ИГРА

Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра, как одна из важнейших форм релаксации. Игра — дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие.

Игра- пантомима:

·             При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).

·             Ученик(и) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.

 - При изучении темы ‘’My pet’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

 - При изучении темы ‘’ My day’’ изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

 - Ролевая игра-пантомима ‘’In the shop’’. Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.

     Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

Старшеклассникам  по душе игра-проект (Project),где они пишут проекты, защищают их, учатся  тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя английскую речь с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе.

В своей работе я опробовала несколько типов проектов: исследовательские, творческие, информационные и проектно-ориентированные. 

Несколько слов хочется сказать о драматизации (acting out) как о виде релаксации на уроке английского языке. Я считаю, что драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей, вырабатывает спонтанную речь. Начинаю с простейшего «Знакомство».

 

 

ПЕСНЯ

Слайд № 7.

Песня на уроке хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные.

Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Слайд № 8.

Музыкальные паузы тоже способствуют релаксации во время учебного процесса

Творчество Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.

Музыка Брамса избавит от усталости.

Чайковский поможет бороться с раздражительностью и неврозами.

 

               Безусловно, нельзя превратить каждый урок, от начала до конца, в урок-праздник, урок-соревнование. Многое требует серьезного труда, спокойной академической обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и серые будни. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если ваши уроки будут построены таким образом, что учащиеся будут всегда ожидать чего-то нового и интересного; если эмоциональная атмосфера на ваших уроках будет атмосферой доброжелательства и сотрудничества; если ваши ученики будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, — безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, что, непременно положительно скажется на психофизическом здоровье ваших учеников.

Исходя из опыта учителей не одного поколения предлагаю примерную структуру  рациональной организации урока английского языка (см. таблицу).

 

Слайд № 9.

Рекомендую использовать гигиенические критерии рациональной организации урока (см. приложение №1)

 

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

Число видов учебной деятельности

4-7

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

Наличие эмоциональных разрядок (число)

В соответствии с гигиеническими нормами

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы.

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

 

 

Слайд № 10.

 

дыхательные упражнения

 

- Вдохните левой ноздрей на счет 6, правую ноздрю зажмите пальцем;

- Задержите дыхание до 3; 

- Закройте левую ноздрю и выдохните через правую ноздрю на счет 6;

- Вдохните правой ноздрей и т.д. Повторять 5-6 раз.

 

Слайд № 11.

 

Упражнение для глаз

1.Вертикальные движения глаз вверх-вниз;

2.горизонтальные - вправо-влево;

3.вращение глазами по часовой стрелке и против неё;

4.закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее;

5.на доске начертить какую-либо кривую ; предлагается глазами нарисовать эту

фигуру несколько раз в одном, затем в другом направлении.

Слайд № 12.

Упражнение для глаз

 

Сделать спокойный вдох через нос и закрыть глаза.

Во время медленного вдоха через нос массировать закрытые веки подушечками ладоней, которые ближе к запястью, в направлении к носу

и от носа.

На паузе после выдоха, не открывая глаз, положить ладони на глаза, нос и рот так, чтобы к глазам не проникал свет.

Задержаться в таком положении, сколько возможно, не вдыхая воздух.

Затем, не отрывая ладоней от лица, открыть глаза и сделать спокойный вдох через нос.

На медленном выдохе через нос открыть лицо, повернув ладони так, чтобы мизинцы были осью вращения.

 

Слайд № 13.

Памятка для зрения.

полезно

1.Смотреть вдаль: на зелень, поля, цветы, небо, облака, воду.

2.Рассматривать цветные картины, репродукции, пейзажи.

вредно

1.Читать, писать лёжа или, близко наклонившись к тексту.

2.Пользоваться некачественными солнцезащитными очками.

3.Употреблять алкоголь.

4. Курить.

необходимо

1.Яркое освещение (60 Вт) без попадания прямого света в глаза.

2. Располагать книгу или тетрадь на расстоянии 40-50см, монитор компьютера – на расстоянии 60см.

3.Смотреть телевизор при мягком освещении на расстоянии, равном шестикратному размеру экрана по диагонали (3-4м).

4.При напряжённой работе через каждые 40 минут делать перерывы на 3-4 минуты, при плохом зрении – через каждые 20 минут.

 

Слайд № 14.

антистрессовая релаксация

 

        Сядьте удобно. Одежда должна быть свободной.

         Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко: вдох, небольшая задержка дыхания, 

   медленный выдох (5-6 раз).

         Затем отдохнуть 20 секунд.

 

Слайд № 15

Хромотерапия.

На уроке можно использовать хромотерапию – лечение цветом.

 Одна группа работает на жёлтых листах. На столе табличка с надписью: «Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце, повышает аппетит».

Слайд № 16

 

 Другая группа работает на синих листах: синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом. Создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность, понижает высокую температуру при болезни.

Слайд № 17

 

Третья группа работает на красных листах: красный- цвет жизни, помогает

бороться со стрессом, выводит яды и стимулирует чувственность, возвращает

жизненную силу.

Слайд № 18

 

Четвёртая группа работает на зелёных листах: зелёный цвет- цвет природы, успокаивает при болезненных состояниях.

 

Слайд № 19. и 20

Цветотерапия или фитотерапия 

 

Слайд № 21

упражнения для коррекции осанки

1. Исходное положение - стоя.

2. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину.

3. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину.

4. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки

5. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед.

6. Повторить упражнение начиная с левой руки.

7. Приседание с разными исходными положениями рук (вперед, вверх, согнутые в локтях за головой).

 

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УРОК С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ?

Идя на урок, я всегда помню, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала). Но не забываю высказывание Константина Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячу слов». Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.

На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учитываю  индивидуальные особенности учащегося и осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями.

Я провела тестирование среди учащихся 5-9 классов:

Слайд № 22

 

«Самочувствие школьника и физкультурные паузы».

 

1. Я ощущаю заботу о моем здоровье со стороны коллектива школы ( да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

2. Я устаю в большей степени от( подчеркнуть один или несколько вариантов ответа):          А) монотонности урока

            Б) большого объема учебной работы в классе;

            В) некомфортной обстановки в классе.

       3. Согласен ли я с тем, что физкультурные паузы во время урока помогают мне сбросить физическую и моральную усталость ( да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

        4. Я не устаю на уроках по следующим предметам (указать предметы):__________________

        5. Для меня существенную роль играет ( подчеркнуть один или несколько вариантов ответа):

             А) внешний вид учителя;

             Б) внешний вид учащихся;

             В) спокойный тон;

             Г) доброжелательное отношение к ученикам;

             Д) другое _____________________________

         6. Меня беспокоит моя осанка ( да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

         7. Во время выполнения домашнего задания я ( подчеркнуть один или несколько вариантов ответа):

              А) регулярно ( примерно каждые полчаса) делаю разминку стоя;

               Б) слежу за своей осанкой ( стараюсь соблюдать позицию «спина прямая, ноги вместе, согнуты в коленях под углом 90 градусов»);

               В) регулярно выполняю упражнения для глаз;

               Г) сижу за компьютером не больше 20-30 минут;

           8. Я мог(ла) бы проводить физкультурные паузы на уроках (да; ; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

           9. Чаще всего у меня болит (подчеркнуть один или несколько вариантов ответа): А) голова;

                 Б) живот;

                 В) горло;

                 Г) спина;

            10. Я пользуюсь классной аптечкой (да; ; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

 

Слайд № 23

 

Результаты анкетирования «Самочувствие школьника и физкультурные паузы» (см. приложение №2)

Методическая система преподавания должна строиться с учётом требований медицины, педагогики и психологии.

Требования медицины просты и естественны – не допускать:

-переутомления учащихся на уроках;

-перегрузки учащихся домашними заданиями.

Не допускать переутомления на уроках надо так: добиваться, чтобы все  учащиеся на каждом этапе каждого урока были заняты учебной работой.

Оказывается, наибольшее утомление на уроках происходит от безделья. Но занятость на уроках должна быть определённой. Так, например, в 5-6 классах нельзя часто проводить самостоятельные работы более чем 25 минут.

Второе требование медиков отражено в разработанных ими нормах домашних заданий. Домашняя работа по одному предмету не должна продолжаться в среднем более 20 минут.

 

Слайд № 24

 

Памятка для учителей

Как помочь себе при стрессе?

 

Кандидат медицинских наук В.И. Дедловская

(г. Жуковск Московская область)

-не взвинчивать себя. Не нужно, как делают многие, вновь и вновь

мысленно «прокручивать» стрессовую ситуацию. Не «грызть своё

сердце», как говорили древние;

-проанализировать факты и убедить себя, что ситуация могла бы

быть и хуже. Постарайтесь извлечь даже пользу из данной

ситуации;

-постараться улыбаться в трудную минуту;

-следить за голосом, стараться говорить спокойно. Дыхание также

нужно успокоить;

-приказывать себе: «Не думай об этом, это нужно забыть!»;

-переключить своё внимание на какое - нибудь любимое занятие;

-не бездействовать, заняться физическим трудом или

упражнениями.

 

 

УДАЧИ ВАМ  И ЗДОРОВЬЯ

 

 

 

Приложение №1

№№

Фактор урока

Уровни гигиенической рациональности урока

 

 

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11-15мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Более 15 мин.

5

Число видов преподавания

Не менее  3

2

1

 6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин

Через 15-20 минут

Не чередуются

 7

Наличие эмоциональных разрядок (число)

В соответствии с гигиеническими

нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

 8

Место и длительность применение ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

 9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы

 10

Физкультминутки

Две за урок, состоящие из 3-5 повторений каждого

1 физкультминутка за урок с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

 11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

 12

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее чем через 40 мин.

Не ранее чем 30 мин.

 

 

 


Приложение №2

 

Вопросы анкеты

5-6 классы

7-9 классы

да

нет

да

нет

1. Я чувствую заботу о моём здоровье со стороны коллектива школы

20%

40%

80%

5%

2.Согласен ли я с тем, что физкультурные паузы во время урока помогут мне сбросить физическую и моральную усталость.

90%

10%

100%

-

3. Меня беспокоит моя осанка

30%

70%

20%

80%

4.Я мог(ла) бы проводить физкульминутки на уроках

40%

30%

90%

10%

5. Я пользуюсь классной аптечкой

70%

30%

10%

90%

6. Я часто болею простудными заболеваниями

80%

20%

10%

90%

7.Во время выполнения домашнего задания я:

а) регулярно (примерно каждые полчаса) делаю разминку стоя;

б) Слежу за своей осанкой (стараюсь соблюдать позицию «спина прямая, ноги вместе, согнуты в коленях под углом 90⁰;

в) Регулярно выполняю упражнения для глаз;

г) Сижу за компьютером не больше 10-30 минут.

 

20%

 

25%

 

 

60%

5%

 

80%

 

75%

 

 

40%

95%

 

30%

 

50%

 

 

80%

30%

 

70%

 

50%

 

 

20%

70%

 

 

Литература

1.      Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002

2.      Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.  ВАКО, 2004

3.      Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004

4.      Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.

5.       Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И. Дереклеева, Москва 2004

6.      Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Москва, издательский дом «Новый учебник» 2003

 

 

 

Учитель английского языка

МОУ « ООШ с. Сабуровка»

Симонян Марине Тамразовна

 

Hosted by uCoz