КРИТЕРИИ
ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
По каким критериям можно оценивать готовность ребенка к
школе? Особенно это касается новой учебной программы 12-летнего образования,
ведь 5-6 летний ребенок - это не 7-8 летний ребенок. Когда говорят о "готовности
к школе", то имеют ввиду не отдельные
умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные
компоненты. Традиционно
выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и
социальный.
Интеллектуальная
зрелость - это способность концентрировать внимание, способность уловить
основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это
дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона),
умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития
зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности
является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная
зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная
зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность
достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и
умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё
перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях
школы. Это
- тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента,
которым является сформированность перечисленных
категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение
счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик. Ребенок,
который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он
часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий
ритм работы класса. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь -
они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять
главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к
познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не
проявляет инициативы. Что
в возрасте 5-6 лет необходимо уметь малышу к школе?
Ребенок
должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя
уверенно, находясь вне дома. Особенно это относится к "домашним"
детям. Нужно
уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать
шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться
общественным туалетом. Часто взрослые забывают о подобных "мелочах".
Ребенок может быть развитым, обладать определенными знаниями и умениями, но
это не значит, что он готов к школе. Обязательно
нужно заботиться о здоровье: обучение в школе требует значительных усилий и напряжения
всего организма. Поэтому так важна физическая подготовленность. Развивайте
моторику, это поможет ребенку овладеть навыками письма: играйте в пальчиковые
игры, рисуйте, лепите, работайте с ножницами, делайте аппликации и фигурки в
технике оригами. Читайте
ребенку книги - это один из самых эффективных способов развития речи,
мышления, воображения, внимания, памяти и проч. Но это должно быть не просто
чтение, а активное обсуждение прочитанного, обмен мнениями. Умение
ребенка читать и считать, исходя из моего опыта общения с детьми, их
родителями и педагогами начальной школы, также не будет лишним. Сейчас
издается много литературы в помощь родителям, готовящим детей к школе. Как
выработать усидчивость и подготовить его к школьным урокам по 35-40 минут?
Многое
в этом плане зависит от характера ребенка, от его темперамента. А, главное,
если ребенку интересно, то вопрос об усидчивости не возникает. Усидчивость
появляется тогда, когда ребенок сосредоточен и внимателен. А он, как правило,
сосредоточен и внимателен тогда, когда занимается интересным для него делом.
Во многом проблема "усидчивости" в этом возрасте - это
профессионализм педагога, способность увлечь детей, а не просто
"обучать" их. Нужно учитывать, что в этом возрасте (6 лет) детям
еще трудно управлять собой до такой степени, чтобы все было идеально с нашей,
взрослой точки зрения. Известный психолог М. Безруких пишет, что "лишь к 9-10 годам
произойдет резкое изменение, и тогда дети смогут работать длительно,
сосредоточенно и без ошибок. А в 6-7 лет ребенок еще легко поддается реакции, возникающей на непосредственно действующие
привлекательные раздражители и быстро отвлекается". Грамотный
учитель, конечно же, знает об этих возрастных особенностях детей и учитывает
их, планируя ход урока. Конечно, в школе есть моменты "рутинного"
плана, которые не очень интересны, но выполнять их необходимо. Можно
тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Помните, какое задание было дано Золушке? - "вот тебе два
мешка фасоли: отдели черную от белой и поскорее"- это ведь тоже задание
на выработку внимания и усидчивости. Вот и дома можно заниматься
примерно тем же: разложить столовые приборы по ячейкам, одновременно считая
их; разложить поглаженное белье в стопки и не перепутать носовые платки с
полотенцами; и т.д. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры,
игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те
игры, которые продолжаются определенное время. Доводить начатое дело до
конца, не бросая на полпути - это тоже воспитание не только волевых качеств,
но и усидчивости. Источник:
http://schoolng.narod.ru/ |